Боксерман Юлий Ильич



Боксерман Юлий Ильич находился «у руля» Управления эксплуатации газопровода «Саратов — Москва» с 1946 по 1950 г. Но он занимает особое место не только в истории «Газпром трансгаз Москва», но и всей газовой промышленности страны. Он стоял у ее истоков как самостоятельной отрасли индустрии.
Проблемами метана Юлий Ильич начал заниматься сразу после окончания в 1934 г. Донецкого металлургического института. Инженер-технолог получает должность директора «Южниигипрогаза». Затем он работает управляющим «Донюжгаза». Война застает Боксермана на посту начальника Главного управления нефтегазовой промышленности.
Смелость — качество, присущее Боксерману Ю.И. и как гражданину, и как инженеру. Это он вместе с инженером Бородиным предложил в 1943 г. на строительстве газопровода «Бугуруслан — Куйбышев», когда закончились металлические трубы, заменить их асбоцементными — такого еще не было в практике строительства газопроводов. Это он спорил с министрами и геологами, отстаивая идею строительства газопровода «Саратов — Москва». Это Юлий Ильич не побоялся сказать Лаврентию Павловичу Берия, что не нужно видеть в строителях магистрали «Саратов — Москва» вредителей: перебои в подаче газа связаны с отсутствием у них опыта, а не со злым умыслом. В ответ Берия предложил Боксерману самому в кратчайший срок исправлять ошибки строителей, заняв должность начальника Управления эксплуатации газопровода «Саратов — Москва».
Юлий Ильич понимал, что с ним произойдет, если через несколько месяцев вся 800-километровая нитка труб не будет очищена от гидратных пробок. Но возглавить Управление согласился. И тогда 9 декабря за подписью Сталина выходит по становление №2636: «В целях быстрейшего освоения на полную мощность газопровода Саратов — Москвадля бесперебойного снабжения г. Москвы природным газом Совет Министров Союза СССР постановляет: назначить зам. начальника Главгазтоппрома при Совете Министров СССР т. Боксермана начальником Управления эксплуатации газопровода Саратов — Москва“…»
В истории «Газпром трансгаз Москва» данное постановление сыграло особую роль. Этот документ возлагал решение задачи по бесперебойному снабжению столицы «голубым топливом» на эксплуатационников, во главе с Боксерманом. Тем самым магистраль «Саратов — Москва» выводилась из подчинения строителям, что повышало статус и ответственность вновь созданного Управления эксплуатации и открывало возможности для дальнейшего развития этой структуры.
Под руководством Боксерма на Ю.И. Управление успешно справилось с поставленной Правительством задачей. Была создана комиссия. Приглашенные в нее кандидаты наук Зарембо К.С. и Теснер П.А. предложили для рассасывания гидратных пробок использовать метанол. Начальник Управления вместе со специалистами проехал вдоль всей трассы газопровода, устанавливая места закупорок газа. В итоге магистраль удалось полностью очистить по всей длине трассы и вывести газопровод на проектную мощность.
Годы, когда Управлением руководил Боксерман Ю.И., были временем отработки оптимальных методов эксплуатации газопровода, нахождения необходимых технологических решений, связанных с транспортировкой газа. На трассе «Саратов — Москва» был приобретен неоценимый опыт, позволяющий избегать в дальнейшем многих ошибок при строительстве и эксплуатации других газопроводов. Но главное — Управление стало подлинной кузницей кадров для газовой промышленности. Его школу проходили Каширов С.С., Черемисин М.М., Полянский Р.П. и многие другие выдающиеся деятели газовой промышленности. Будущий директор ПО «Мострансгаз» Герой Социалистического Труда Сафронов А.И.