Культурно-благотворительный шедевр в сердце столицы
9 ноября в образовательном Лектории «Газпром» на Международной выставке-форуме «Россия» была представлена Марфо-Мариинская обитель милосердия. В рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ прошла просветительская встреча «Грани прекрасного Марфо-Мариинской обители милосердия. Культурно-благотворительный шедевр в сердце столицы».
В ходе встречи гости познакомились с духовным и культурным наследием Марфо-Мариинской обители милосердия. Известные специалисты рассказали об архитектуре А.В. Щусева в ансамбле Обители, живописи художников М.В. Нестерова и П.Д Корина в Покровском соборе — главном храме Обители.
Участие в лекции-встрече приняли: Анастасия Буковская — научный сотрудник Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны; Сергей Колузаков — историк архитектуры, специалист творчества А. Щусева; Марина Бондаренко — пресс-секретарь Марфо-Мариинской обители милосердия.
Марфо-Мариинская обитель милосердия создана Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой в начале ХХ в. в сердце Москвы.
По замыслу основательницы центром Обители должен был стать храм Покрова Пресвятой Богородицы. Воплотить идею Великой княгини о храме призваны были мастера не только талантливые и именитые, но и близкие ей по духу. В 1908 г. Великая княгиня пригласила выполнить росписи будущего храма известного живописца М.В. Нестерова. Он в свою очередь предложил ей для проектирования собора кандидатуру выдающегося зодчего — А.В Щусева.
«При создании храма Алексей Щусев обратился к архитектурному наследию Новгорода и Пскова (на тот момент малоизученные школы). В своей работе он также искал вдохновения во Владимиро-Суздальском направлении: на фасаде можно увидеть разбросанные элементы характерной каменной резьбы», — историк архитектуры, специалист творчества А. Щусева Сергей Колузаков.
Союз А.В. Щусева и М.В. Нестерова, а затем и сотворчество П.Д. Корина, привели к созданию шедевра русского искусства — Покровского собора.
«Щусев старался создать синтез искусств в храме: объединить скульптуру (каменную резьбу), живопись в интерьере, саму архитектуру и еще предметный дизайн. Дверные ручки, замки также были сделаны по эскизам архитектора», — историк архитектуры, специалист творчества А. Щусева Сергей Колузаков.
Сегодня Обитель — это женский монастырь, в котором действуют социальные проекты помощи нуждающимся. Также в Обители открыт для посещения Дом-Музей Великой княгини Елизаветы Федоровны.
«Люди, бывающие в нашем музее, не только узнают о жизни Елизаветы Федоровны, но и знакомятся с историей, культурой, архитектурным ансамблем. Важно то, что посещают Обитель с целью просвещения не только семьи, школьники, но и группы, проходящие социальную адаптацию. Мы всегда рады гостям и готовы предложить самые разнообразные форматы экскурсий: взрослые детские, индивидуальные, для групп. Наша главная цель — поделиться наследием Елизаветы Федоровны с максимально широкой аудиторией», — научный сотрудник Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны Буковская Анастасия.
Увеличенная фотография (JPG, 786 КБ)