22 ноября состоялась лекция директора Государственного мемориального музея-заповедника П.И.Чайковского Игоря Корнилова в Лектории павильона «Газпром» на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Вы бываете в музеях? Какими бывают музеи? Зачем музеи существуют? — такими интересными вопросами начал свой диалог с аудиторией Лектория директор Государственного мемориального музыкального Музея-заповедника П.И. Чайковского в Подмосковном городе Клин — Игорь Корнилов. И не случайно.
Всем известно, например, что музеи по направленности своей бывают краеведческими, историческими, художественными, естественно-научными, научно-техническими, мемориальными и так далее. Не забываем ещё музеи-заповедники. В основе каждого музея лежат такие известные всем понятия, как «хранение», «изучение» и «популяризация». А неизменные составные его части — это люди, здания, коллекции. Но то, что ни один уважающий себя музей не может адекватно работать хотя бы без одной вышеупомянутой составляющей, мы с вами вряд ли задумываемся. Тем не менее, это так. И мемориальный музей-заповедник в Клину — наглядное тому подтверждение.
Компания «Газпром трансгаз Москва» вот уже 11 лет поддерживает тесные партнерские отношения с этим всемирно известным центром российской культуры — последним пристанищем великого композитора. Он прожил в своем доме в Клину ровно 100 дней. Создал здесь свои бессмертные шедевры. Отсюда ему было удобно перемещаться и в Москву, и в Санкт-Петербург, концертировать, общаться с друзьями.
— Когда в 1894 году, после смерти Чайковского, здесь сразу открылся музей, его основатель, брат композитора Модест Ильич, великолепный либреттист, писатель, переводчик, выдвинул простую как две копейки, но при этом невероятно гениальную идею его создания: оставить здесь всё так, как было при жизни Петра Ильича.
Модест Чайковский предрекал внимание к музею на протяжении жизни одного поколения. Он считал: «Этот дом будет представлять интерес лет 50–70, пока будут живы люди, лично знавшие брата. А дальше уже интерес к нему сойдет на нет»… Во многих вещах Модест Ильич был прозорливым, но тут, слава Богу, ошибся по-крупному, — констатировал Игорь Петрович Корнилов.
Стены музея до сих пор бережно хранят память о Петре Ильиче Чайковском. Здесь всё пропитано его духом, его энергетикой. Среди экспонатов — личные вещи, рукописи, ноты, письма. Круглый год звучит его музыка. И все совместные проекты «Газпром трансгаз Москва» с музеем-заповедником — об этом, начиная со знакового «Ландыш серебристый», охватывающего период с юбилейной даты ухода Чайковского в 2013-м году до его 175-летия в 2015-м. Потом были другие проекты, «Рождественские» и «Пасхальные встречи», тематические экспозиции и издания, состоявшиеся благодаря поддержке компании.
На сегодняшнюю беседу Игорь Петрович Корнилов спланировал глубокую и актуальную во все времена тему важности, многофункциональности, тесной связи с современностью музея-заповедника в Клину. Когда-то знаменитый маэстро, художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Иванович Федосеев сказал: «Чайковский — это наша душа, без него мы становимся бедными…» Эту фразу можно считать эпиграфом к его выступлению.
Концертный зал и фондохранилища артефактов композитора, имения Майданово, Фроловское, Демьяново и парки, где жил Петр Ильич, любил гулять и вдохновляться. Сам мемориальный дом Чайковского с раритетной табличкой на входе: «Приемъ по Понедельникамъ и Четвергамъ от 3 до 5 ч.»… Это история, обращенная лицом в день сегодняшний.
Различные фестивали и концерты в Клину, детский центр музыкального творчества, именитые гости — от первых лиц государства до знаменитых музыкальных, театральных звезд мировой величины, начинающих музыкантов — лауреатов конкурса имени П.И. Чайковского, удостоенных чести сыграть на его рояле в доме-музее. День сегодняшний, обращенный лицом в историю.
И все это — канва, культурно-просветительское обрамление самой личности композитора, о котором с особым трепетом и уважением рассказывает Игорь Петрович Корнилов:
— Сейчас мы, опять же при поддержке компании «Газпром трансгаз Москва», работаем над выставочным проектом «Музыкальные сказки». Рассчитываем открыть его в канун Нового года, 14 декабря. Это будет музыкальное путешествие — разнообразное, с классической оперой и балетом, мультфильмами. Вы, наверное, не знали, что для многих мультиков музыку писали выдающиеся композиторы… Хотите узнать, какие и к каким? Приходите к нам на выставку. Такова наша новогодняя традиция — делать новые удивительные проекты-подарки. Ждём вас!
В заключение хочу сказать: музеи могут быть разными — классическими (как Кунст-камера со шкафами и витринами XVIII-XIX веков), супер-современными (как многие современные музеи, где тебя встречает робот-экскурсовод). Они могут быть в специальных зданиях и приспособленных для этого помещениях, особняках. Самые-самые разные… Они не могут быть только скучными. В музее должно быть интересно. И если получается наоборот, значит вы зашли не в тот музей. Закройте дверь, найдите лучший, благо у нас их в стране огромное количество на самый разный вкус и интерес.
А я, в свою очередь, приглашаю вас посетить наш музей-заповедник Петра Ильича Чайковского. Музей, хранящий дух. Музей, хранящий музыку, наследие и память композитора.
Увеличенная фотография (JPG, 302 КБ)